Окупаемость российских фильмов

Лишь 5 из 80 отечественных картин в прошлом году оказались прибыльными в кинопрокате, подсчитала компания Movie Research.  Лишь 5 из 80 отечественных картин  оказались прибыльными в кинопрокате, подсчитала компания Movie Research. Самой успешной стала комедия «Наша Russia: Яйца судьбы«, которая не только отбила производственный бюджет в 119,8 млн руб., но и принесла продюсерам 161 млн руб. дохода. Самые дорогостоящие российские проекты — «Утомленные солнцем-2: Противостояние» и «Край» — провалились, окупив около половины своих бюджетов. В 2010 году лишь 5 из 80 отечественных фильмов смогли принести своим продюсерам прибыль по итогам кинопроката (в 2009-м — тоже 5, но из 82). Больше всего смогли заработать создатели картины «Наша Russia: Яйца судьбы» Comedy Club Production, ТНТ и «Централ Партнершип» (ЦПШ), чья прибыль, по оценкам Movie Research, достигла 161 млн руб., а самым рентабельным фильмом оказался «О чем говорят мужчины» киностудии «Квадрат», который при бюджете 58,1 млн руб. принес создателям прибыль 94,4 млн руб.

По данным Movie Research, в 2010 календарном (в отличие от кинопрокатного, который начинается в декабре) году доля отечественных фильмов в кинопрокате сократилась с 22,2% годом ранее до 15,4%, или 4,86 млрд руб. из 31,5 млрд руб. общих сборов. Таким образом, показатель откатился почти к уровню 2004 года (13,4%). При этом производственные бюджеты российских проектов сократились еще сильнее: с 9,55 млрд руб. в 2009 году до 6,63 млрд руб. в 2010-м, или на 31%. При этом высокие производственные бюджеты все в меньшей степени гарантируют российскому кино высокие сборы.

Так, если в 2009 году на фильмы с бюджетом более 250 млн руб., то есть наиболее дорогие, приходилось 40% совокупных сборов российского кино, то в 2010-м — уже лишь 8%. Всего таких фильмов вышло четыре (см. таблицу), и при общем бюджете в 1,48 млрд руб. они собрали в прокате лишь 395,2 млн руб. Напротив, почти половина всех сборов (48%) пришлась на 26% фильмов со средним бюджетом 100-200 млн руб. Некоторым проектам не удалось отбить в российском прокате даже 1% собственного производственного бюджета. Например, картина греческого классика Тео Ангелопулоса «Пыль времени», получившая в России статус национального фильма и снимавшаяся при финансовой поддержке Министерства культуры (29 млн руб. из общего бюджета 362,5 млн руб.), вышла в российский прокат лишь на двух экранах, где собрала около 0,1 млн руб. Комедия «Человек с бульвара КапуциноК» (продолжение советского кинохита) студии «Позитив-Фильм» и российско-итальянская копродукция «Десять зим» CSC Production и «Юнайтед Филм Компани» собрали лишь по 0,5 млн руб. при бюджетах в 108,8 млн руб. и 101,6 млн руб. соответственно. «Наша Russia: Яйца судьбы» также получила наиболее массированную телерекламную поддержку среди российских фильмов в прошлом году. Movie Research на основе данных TNS Russia и аналитического центра «Видео Интернешнл» оценивает стоимость его рекламы на ТВ в 174,4 млн руб. (без учета скидок и особых условий размещения).

Правда, большая часть этой суммы (90 млн руб.) пришлась на ролики, вышедшие на канале ТНТ, участвовавшем в создании фильма. Наибольший бюджет в рамках одного телеканала реализовал фильм Алексея Учителя «Край», стоимость рекламной поддержки которого «Первым каналом» оценивается в 105,7 млн руб. Из зарубежных фильмов больше всего телерекламы в денежном объеме пришлось на «Ешь, молись, люби» (производство Columbia Pictures; российский прокатчик — Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing) — 290,3 млн руб. (из них 101,5 млн руб.— на «Первом канале»). В итоге в российском прокате мелодрама с Джулией Робертс заработала меньше половины этой суммы — 143,7 млн руб. Впрочем, кинопрокатные сборы отражают востребованность фильма лишь у узкой аудитории, предупреждает исполнительный вице-президент ЦПШ Злата Полищук.

«Есть картины, ориентированные также на другие виды доходов: как на прямые ТВ-продажи, так и, например, продажи многосерийной версии, сделанной параллельно с фильмом. Не учитывается и амортизация контента — ведь есть одноразовые хиты, а есть фильмы Бессона, цена на которые на телевидении не меняется многие годы»,— считает она.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.