Ужасы о кризисе в средствах массовой информации доводят народ до депрессии. Читая и слушая их каждый день, люди забывают, что СМИ свойственно преувеличивать и привирать. И что паника в СМИ способна провоцировать настоящие события в жизни. Чтобы исправить такую несправедливость, мы решили провести опрос среди друзей в разных странах. Задавали мы такие вопросы: что официально говорят и пишут? Что вы видите вокруг на самом деле? Почувствовали ли вы кризис на себе? В результате сравнения обнаружилось, что паника действительно преувеличена.
Германия официально
Экономика вошла в рецессию. Федеральное статистическое ведомство объявило о сокращении ВВП Германии на 0,5 % по итогам третьего квартала. Банки заявил о миллиардных убытках за третий квартал. Федеральное правительство Германии представило «пакет спасения банков» объемом в 500 миллиардов евро и объявило о государственных гарантиях по частным вкладам. Большинство банков и кредитно-финансовых структур сразу же обратились в этот фонд за деньгами.
Подешевели кредиты: Европейский центральный банк объявил о снижении базовой ставки до 3,25 %. Государство пообещало снизить налоги.
Германия неофициально
Дмитрий Коньков: «В принципе, паники у нас никакой нет, истерии или массовых беспорядков тоже. Государство планирует большие вливания в частный финансовый сектор. Дело в том, что вся финансовая система Запада срослась до такой степени, что уже трудно отделить «свое» и «национальное» от «чужого» и «международного». Американские долги активно продавали и здесь, и кто-то заработал на этом большие деньги. И если «слетело» там, то аукнулось и здесь. Вопрос лишь в том, насколько эффективна будет эта государственная помощь и кто в итоге за все заплатит. По моему скромному мнению, расплачиваться будут рядовые граждане.
Вот и бюджет на 2009 год уже заложен с большим дефицитом из-за того, что миллиарды пойдут в помощь частным финансовым структурам. Единственное, чего я до сих пор не пойму, с какой такой радости государство обязано помогать частному финансовому сектору? Значит те, кто создал прецедент и был первопричиной кризиса, теперь клянчат деньги у страны, чтобы очередной раз поправить свое уже и без того испорченное реноме! С другой стороны, если им не помогут, многие банки и финансовые организации попросту обанкротятся. Такая вот странная ситуация. Очень напоминает типичное лоббирование интересов определенных структур в любом парламенте (Раде, Думе, Бундестаге… назовите, как хотите). Кто-то продавливает нужные законы, поправки, «срочные меры», а кто-то стоит за этими мероприятиями. А «пилят», как всегда, государственные деньги…
Ну а в повседневной жизни ничего особо не изменилось. Люди держат свои сбережения в банках и не собираются их оттуда забирать — доверие к банковской системе в Германии очень высокое. Кроме того, существует государственная гарантия возврата вкладов. А наличными большие суммы никто не хранит — они вложены бизнес и т. д.
Некоторые предприятия сократили производство (сократили, а не прекратили — это очень важно) и отправили часть персонала в отпуска. Однако на улицу никого не выбрасывают, все оплачивается, а если даже кого-то вдруг и уволили, например временно работающих по найму, люди автоматически попадают «под крылышко» агентства по трудоустройству. А там пособия — около 1500 евро для семьи из 4-х человек, и работу новую помогают искать. Но массовых увольнений нет. И не предвидится. Зачем стране социальный взрыв? Зачем правящей коалиции лишние проблемы? Сейчас обсуждают «облегчение» налогообложения, вроде будут отменены некоторые налоги, но пока ничего не отменили.
Из положительного — упала цена на нефтепродукты: бензин 95 был 1,50 евро, стал 1,15 евро. В среднем, бензин и дизтопливо подешевели на 30—40 центов (исключение — автогаз: цена на него постоянно колеблется в пределах 4—5 % в ту или иную сторону). Подешевел бензин — немного подешевели продукты.
Накануне праздников, как всегда, ожидается оживление потребительского спроса, но это лишь перед праздниками.
Конечно, все эти разговоры о кризисе, обвалах, банкротствах слегка насторожили людей, но до крайностей дело не доходит. Как покупали, так и продолжают покупать. И если возникнет острая потребность купить еще одну машину и на это есть деньги, ее купят, не задумываясь. По крайней мере, я так и сделал бы.
Как сказала одна моя знакомая: «Из-за проклятого кризиса мы не поедем в этом году на лыжах в Альпы кататься…»
Так что не все так плохо. По крайней мере, в Германии».
Израиль официально
Антикризисная программа правительства — миллиард шекелей на инвестиции в национальную инфраструктуру, создание фонда рефинансирования небанковских долгов, создание фонда помощи среднему бизнесу и ряд других мер. Оппозиция поддерживает правительственную программу антикризисных мер, хотя не со всем в ней согласна.
Израильские сети супермаркетов значительно снизили цены на основные продукты питания. Сеть «Шуперсаль» объявила, что в связи с экономической ситуацией снижает цены на хлеб, яйца, муку, сахар, молоко в полиэтиленовых пакетах, персидский рис и рыбу (мерлуза, хек). Продукты дешевеют довольно существенно: цена пакета молока снижается с 4,96 до 3,99 шекеля, пачка спагетти — с 5,99 до 3,99 шекеля, килограмм хека становится дешевле на 6 шекелей: вместо 21 шекеля он будет стоить 15.
Сеть супермаркетов Рами Леви снизила цены на продукты и отдельные товары первой необходимости до 50 %.
На следующий год Банк Израиля прогнозирует замедление роста ВВП до 1,5 % годовых.
Израиль неофициально
Олег Кирьянов: «Позиция официальных властей, скорее, созерцательная. Особо крупных банкротств, как в США, у нас не было. Увольняют хайтековцев, но ведь их и без кризиса периодически «прорежали». Люди стали меньше покупать товаров, и торговые сети сразу объявили значительные скидки.
Меня кризис особо не коснулся: меня не уволили, не уменьшили зарплату. А вот с банком, где я храню деньги, произошло кое-что неприятное. Процент на вклад и раньше был мизерный, а сейчас вообще стал «никакой». Мой банк «Яхав» — дочернее предприятие банка «Апоалим». Неделю назад меня оповестили, что «Яхав» перепродан банку «Мизрахи». Скорее всего, это мне ничем не грозит, но все равно неприятно.
Еще один пример — смешной. В здании, где я работаю, находятся другие фирмы, многие из которых закрылись, а часть переехала в другие места, туда, где аренда дешевле. В связи с этим на подземной парковке появилось много свободных мест.
Проблема в том, что многие люди у нас не уверены в завтрашнем дне, никто не знает, чем все это закончится. Народ боится за свои пенсионные фонды. Но мне пока бояться нечего — еще не накопил».